Дневник -Тибет-2011-

«Этот дневник был написан исключительно для того, чтобы отметить и не забыть все интересные и знаковые моменты путешествия по Тибету в мае 2011 года. Вольный стиль изложения не должен вас смущать. Каждодневное описание событий и мест позволит вам сформировать представление о вашем предстоящем путешествии. Вдохновения вам и хороших впечатлений!»

гид Андрей Гундарев (Алмазов)

До 5.05.11

Перелёт через Киев Аэро-Свитом в Москву (хороший тариф, дешевле чем у Аир-Сатаны), встреча с друзьями (начиная прямо с перелёта в Киев, летел с одним из старых друзей Серёгой Лишенко и его женой), романтическая прогулка по ВДНХ с Батистой (последний раз там был лет 28 назад и тогда прогулка была совсем не романтическая, а в филателию), повстречался нам там «кидала из Актюбинска» по имени Лёша, развёл нас на 100р и накатил с нами Бахусовского коньяка. Вдохновляющая лекция Эгле в московском БЦ. На позитиве, в общем))

ВДНХ, Москва, Андрей Гундарев

Андрей Гундарев во время прогулки по ВДНХ в Москве

5.05.11

Памятуя прошлогодний авиа-коллапс в Москве, радовался отсутствию осадков. На выходе из аэро-экспресса досмотр, на входе в экспресс на Белорусском вокзале тоже проверка.

Перелёт Аэрофлотом до Пекина вполне сносный, 7 часов, народу на борту мало. Не знаю как раньше, но видимо после прошлогоднего авиа-коллапса ситуация изменилась, и сейчас жопу лижут регулярно. Летит с нами словоохотливая София из Москвы, преподаёт русский в Китае. Нам дала первый урок китайского.

Паспортный контроль прошли быстро, девушка («куня» по-китайски) — пограничник удивилась смене моей причёски с момента получения мной паспорта. С момента приземления до момента получения багажа и выхода из аэропорта прошло всего 15 минут! Нас встречал гид Борис, хорошо говорит по-русски. Правда опоздал немного, говорит, что забирал наши готовые пермиты, которые нам собственно и выдал.

Таксисты, как и везде, ловят на выходе прилетающих, многие говорят по-русски. С одним познакомился, оказался из Монголии.

От аэропорта 28км до центра, до отеля, дороги хорошие, транспорта ночью мало. Днем почти всегда пробки. В Пекине живёт 19млн, автомобилей 5млн, сколько мопедов и великов никто не считал. Купить квартиру и авто можно только если прожил и проработал в городе больше пяти лет.

Борис  поменял нам деньги по курсу 6,3RMB за 1USD и продал симку за 150RMB, на счету которой 50RMB.

площадь Тяньаньмэнь

снимать полицию и военных в Китае настоятельно не рекомендуется

6.05.11

Гостиница в центре, 4*, соответствует. Завтрак в атриуме под аккомпанемент пианиста, завтрак обильный и разнообразный, впрочем как и аккомпанемент. Сдали номер в 10 утра, заплатив 38RMB за литр питьевой воды.

Наша гид на сегодня, Катя, говорит по-русски намного хуже, чем Борис. Погрузились в китайский аналог «ауди-селёдки» с женщиной-водителем в белых перчатках. На креслах белые чистые чехлы. Поехали по экскурсиям.

В целом впечатление осталось неплохое, хотя день получился «ниочём». В начале площадь Тянь-Ань-Мынь. На входе досмотр вещей через «хайман», кругом толпы китайских колхозников, немного военных. В мавзолей к Мао не ходили, даже не знаю, пускают ли в него. Далее в Императорский дворец — «Запретный Город». Стены малость пообшарпались после ремонта перед олимпиадой 2008. Народу тьма, площадь дворца огромная. Сам комплекс впечатляет только своими размерами. Приятен императорский сад с его двухсотлетними туями и садом камней, вечером там наверное особенно хорошо, но вечером весь комплекс закрыт. Входной билет 60RMB.

После дворца поехали в государственный чайный дом на чайную церемонию. Персонал говорит на разных языках, на русском в том числе. Попробовали 6 видов чая: пуэр 10 лет, женьшеневый, жасмин, молочный, чёрный дракон и личи-фруктовый. Первую чашку чая обязательно нужно выпить за три глотка, с пожеланиями счастья, богатства и долголетия. Чай тут же можно купить. Довольно дорого — пачка 150гр в среднем 200RMB, но чай того стоит.

Хотели изменить нашу программу и поехать на Китайскую стену в 60км на север от города, за «любые» деньги. Катя в «отрицалове», не положено и всё тут.

Поехали на шелковую фабрику. Весьма примитивно нас ознакомили с процессом производства шелковых одеял. Одеяла и одежда, ковры и прочее из шелка хороши, но очень дороги. Ковёр, равно как и халат могут стоить до 30000RMB. Подозреваю, что не на фабрике всё можно купить в половину дешевле.

Далее Храм Неба и окружающий его парк. Вход 35 RMB. В парке играют в «лянгу», цигуном массово занимаются, уйгуры танцуют национальные танцы. Храм построен строго по феншую. Хотел узнать про храм основателя феншуя 3-го Кармапы у Кати, она не в курсе.

На этом экскурсии закончились. Поехали обедать. Лапша, корейская «ким-чи», жаренаная баранина и местное пиво — 80RMB.

Купил себе «Конверсы» за 280 RMB и адиковскую бобочку, красную с золотыми полосками, за 50 RMB. Золотой и красный — императорские цвета, власти и счастья. Купили магнитиков, цена в 20 RMB за магнитик удивила, сторговались по 10 за штуку. Ещё носков беленьких — 3 пары за 10 RMB.

И поехали на западный ж/д вокзал, который просто огромен, народу миллионы. Катя посадила нас в поезд, не сильно сопротивлялась, когда получала «на чай». В плацкартном купе 6 полок, дверей нет, постель чистая, заправленная. В замен бумажного билета проводник даёт пластиковую карту. Когда доедем, заберёт пластик и вернёт наш бумажный билет, без которого нас не выпустят с перрона. Билет до Лхасы стоит 820 RMB.

храм Неба, Пекин

Пекин, храм Неба

7.05.11

Вдогонку вчерашнего дня немного про Катю. Ей 27, не замужем, несимпатична как большинство китаянок, но есть парень её ровесник. Она из Харбина, приезжает в Пекин на сезон работать экскурсоводом. А вот экскурсовода с шелковой фабрики зовут Люба.

В китайской семье, если первой родилась девочка, можно родить ещё одного ребёнка. Вдругих случаях платить крупные штрафы. В сельских районах рожают обычно до первого мальчика. Это касается только ханьцев.

Утром прошли через общие вагоны в ресторан. По количеству народа вагоны мало чем отличаются от наших южно-казахстанских поездов. Жрут, сорят, шумят, кто-то спит в тамбуре, кто-то в проходе. Завтрак простой — рис, булка, овощи, кофе — 30 RMB.

Поезду надо преодолеть до Лхасы 2900км, через перевал 5200. Пейзажи в основном до Тибета пустынные и полупустынные, но каждый пригодный участок возделывается. Ближе к Тибету пошли пастбища с яками и овцами, высота около 3500. Запомнили бумажки, что обязуемся не сдохнуть в поезде на большой высоте.

Проезжали город «миллионник» а то и «5-млник». Стройки повсюду, и дома, и мосты, и заводы, лес башенных кранов. Прикольно выглядит труба ТЭЦ в плотном окружении многоэтажек.

Спал днём, приснился китайский военный, который докапался до нас в поезде как пьяный до радио.

На ужин жареная с овощами баранина, рис и похлёбка с яйцами и томатами, 50 RMB, 100гр. коньяку.

озеро Нам-Цо, Тибет

самое большое озеро Тибета — Нам-Цо, из окна поезда

8.05.11

На подъезде к Лхасе чувствуется, как подъезжаешь к большому городу. Всё чаще появляются деревни и искусственно посаженные деревья. Понимаешь, какой титанический труд выстроить такую ЖД по горам, с туннелями, мостами, эстакадами. Параллельно с ЖД хорошая автомобильная дорога в две полосы, везде.

Приехали в Лхасу, на вокзал встречающих не пускают, но и у иностранцев никто документы не проверяет, хотя количество военных сразу бросается в глаза. Вокзал пустой, новый, огромный, принимает и отправляет всего 5 поездов в день.

Нас встретил гид китаец Юра из Харбина и водитель тибетец Таши. Отвезли на «крузаке» в отель, 4*. В номере комп с инетом, ну и как сказал Палыч: «Богато, богато!»

Персонал отеля говорит по-английски как я по-китайски. В ресторане отеля мы сидели одни, запомнилась улыбчивая официантка-тибетка. Пока сидели, пришли директора принимающей нас фирмы — Надя и её муж китаец Максим. Мы хотели обсудить с ними программу и по возможности сократить её на день, так как Палыч очень хочет на обратном пути на Китайскую стену. Вообще, не смотря на приветливость кажется, что ребята специально растягивают нашу программу. Нас отговаривают гулять вечером по городу, мол ничё не работает, отдыхайте.

Мы всё равно пошли и в итоге дошли за 40 минут до монастыря Джоканг, прошлись по торговым улицам. В целом мне намного интереснее, чем в Пекине. Завтра утром за нами заедет Юра и мы посетим дворец Поталу. Оказывается посещение надо регистрировать заранее у администрации в и на определённое время.

улицы Лхасы

приветливые местные жители в Лхасе

9.05.11

Утром слышали китайский гимн из громкоговорителей на улице и песни солдат. Завтрак хуже чем в Пекине в разы, но в целом пойдёт. Попробовал цампу, ничего особенного.

Поехали в дворец Потала, билет 200 RMB, с возможностью отправить почтовую открытку (открытка часть билета). Вход строго по обозначенному времени, на посещение верхнего дворца даётся час. Мы управились за 40 минут, потому что гид наш за буддизм не в теме, да и Палычу не особо интересно. В главном зале большая статуя Майтреи. Я почитал мантры и повтыкал на ступы и статуи Далай-Лам. Впечатление в целом хорошее, хорошо что запрещено там снимать и ходить толпам туристов, а то бы всё уработали бы уже.

Сверху хороший вид на город. С южной стороны Поталы на площади в парке памятник погибшим освободителям Тибета. Тут же в парке репетиция парада посвященного очередной годовщине освобождения Тибета, должен приехать Ху-дзинь-тао.

В самой Лхасе живет 140 тысяч, в пригородах ещё 260 тысяч.

После Поталы поехали в храм Джоканг, который был построен для непальской принцессы, одной и жен дхарма-царя Сонгцена Гампо. Всё гораздо живее чем в Потале, вход 85 RMB. Куча паломников, опять же очень быстрый осмотр из-за Палыча.

Дальше гулять по базару, на что потратил 100$, не понятно. Сувениров всем помаленьку. Торговаться жизненно необходимо. К примеру, заявленную цену за бусы-гао в 480 RMB удалось сбить до 130. Но не со всеми товарами так. Продавцы тханок сами порой не знают что продают. «Принты» стоят около 150 RMB. Болшая, хорошо отрисованная тханка стоит около 3000 RMB. По чём статуи даже спрашивать не стал )).

В супермаркете купили китайского вина, мяса и пр., чтобы покушать в номере. Цены соизмеримы с алматинскими.

Вечером пошли снова гулять. Зашли в один очень приятный бар, персонал худо-бедно говорит по-английски. По словам официантки у меня «вэри фэшн хайр». В баре работает стопроцентный гей, а по пути в бар видели секс-шоп, так что всюду жизнь. Бар называется «gAnglameda». Общались с Палычем за кружкой бельгийского «Duvel», думаем поехать на Арарат в сентябре. Обещал помочь с деньгами на развитие бизнеса нашего с Батитстой.

Дошли до Поталы, её начинают подсвечивать в 21.00, и как же я пожалел, что не взял фотоаппарат. Очень красиво. Пока возвращались в гостиницу, заблудились в маленьких улочках в районе Джоканга. В итоге вышли обратно к Потале, а это довольно далеко от нашего отеля. Поймали велорикшу, бедолага весь вспотел, пока нас довёз. Получил свои 100 RMB.

Пока шла к примеченному ещё вчера бару, наткнулись ещё на один монастырь, Рамоче, поменьше чем Джоканг. Зашли во двор, внутрь не стали заходить.

В 24.00 позвонила со Скайпа на китайский номер Батиста, звонок для неё 2 цента минута. Болтали минут 30, был очень рад.

Потала - резиденция Далай-Лам

Красный дворец, Потала, Лхаса

10.05.11

Выехали в 9.00 на восток, стиль вождения местных всё ещё тревожит. Наша цель — монастырь Дрикунг-Тил братской Карма Кагью линии передачи Дрикунг Кагью. Ехать до него в местную «пердь» почти 3 часа.

Монастырь Дрикунг Тил Огмин Джангчублинг (‘bri gung mthil ‘og min byang chub gling) был воздвигнут в 1179 году Кьобпа Джигтеном Сумгоном (‘bri gung skyob pa ‘jig rten gsum mgon, 1143-1217), основателем линии Дрикунг Кагью.

Легенда гласит, что Джигтен Сумгон следовал за дри (самкой яка), и на месте, где она остановилась прилечь, он и решил построить монастырь. Рога животного до сих пор хранятся в монастыре.

После того, как в период китайской оккупации монастырь был разрушен, в 1983 году началась его реконструкция. До того, как в 1959 году Дрикунг Тил был покинут, и впоследствии разрушен, монастырь насчитывал около четырехсот монахов, шестьдесят йогинов, занимающихся медитативной практикой, шесть лам и восемь лам-перерожденцев.

По пути проезжали место рождения первого дхарма-царя Сонгцен Гампо и два монастыря на горках Дечен и Дже Гомпа. Сам Дрикунг тоже на горе, вход 30 RMB, туристов почти нет, высота 4300.  Местами ухожен, местами нет, кое-где стройка. Выступаю сам как гид, китаец Юра записывает все мои речи на Айфон.

В гомпе у монахов служба, все на меня оборачиваются, улыбаются. Посидел, потеребил малу, почитал мантры, посмотрел на статуи и роспись стен. Центральная статуя Дордже Чанга, рядом Миларепа. Жаль что не удалось подойти рассмотреть. По ощущениям, как будто у лучших друзей в гостях побывал.

Затем поехали в том же ущелье на горячие радоновые источники Дечжун. Купание 10 RMB. Сердечникам, да ещё на такой высоте, противопоказано.

Обратно нас попросили подбросить до Лхасы молодого и толстого монаха, который перед тем как сесть в машину переоделся в городскую одежду. Какого-то общения не завязалось. У водителя Таши над приборной панелью портрет какого-то ламы из Кхама, очень похожего на Лопен Цечу Ринпоче.

Зачем-то в отель пришел другой гид Алексей, видимо извиняться. Говорит, что у него заболели родители приехавшие погостить с севера в Лхасу, горная болезнь у них, и Алексей не может из-за этого двигаться с нами по программе. Принес пакет с местным пивом, косяки замазывать. Нам фиолетово Алексей, Гена, Володя или кто другой с нами будет двигаться, лишь бы был опытным гидом.

Но кроме нашего Юры вариантов больше не нашлось. Как мы не давили на фирму, так ничего решить не удалось. Нас уверили, что Юра справится, что водитель знает куда ехать. И все оставшиеся ужины по программе будут за счёт компании. Посмотрим, что нас дальше ждёт.

Вечером отфотал подсвеченную Поталу и быстро побежал в отель, очень быстро. Успел. Впервые за поездку расслабило, акклиматизация проходит успешно.

окрестности Лхасы, монастырь Дрикунг-Тил

монастырь Дрикунг-Тил в окрестностях Лхасы

11.05.11

Выехали в 10.30 на запад по направлению к реке Брахмапутре (Ярлунг-Цангпо по-тибетски) и аэропорту. По пути посетили крупные (до 5 метров в высоту) высеченные в скале и раскрашенные потом фигуры Будд. Проехали мимо ряда собачьих питомников, где разводят тибетских мастиффов. Порода очень древняя и дорогая, цена в Пекине за песика может достигать ляма юаней.

Спросили как Юра попал в нашу турфирму на работу. Ответил, что послали. До этого посылали на Хайнань и в Иркутск. В общем, с нами двигается завуалированный «офицер связи».

Сфотались у Брахмапутры и стали подыматься на перевал Камба-Ла (4800м), откуда открывается вид на озеро Ямдрок (4442м), обиталищу гневных Будда-форм. Священное для тибетцев, им в нем даже умываться нельзя. Китайцам же пофиг. Озеро является главным рыбным запасом Тибета. Китайцы прорыли туннель вниз к Брахмапутре и поставили там ГЭС, потихоньку сливают для её нужд воду с озера. Поскольку озеро не имеет впадающих рек, есть опасение, что оно однажды с таким темпами вообще высохнет.

По пути на второй перевал Каро-Ла (5000м), миновав озеро, купили за 10 RMB связку аналога нашего курта, только из ячьего молока и не солёного, называется «чюкам». Проезжали рукотворное озеро с ещё одной электростанцией. На перевале бойкая торговля сувенирами, раза в 2 дешевле чем в Лхасе. Семитысячник Нодзинг Кангтсанг (7191м) в облаках, но очень близко от перевала видны первые ледопады.

Заехав в городок Янгдзе сразу бросается в глаза форт (дзонг) Чоде на скале, такая смол Потала. Монастырь Пелкхор-Чоде чуть подальше, но тоже на горе, сюда можно попасть за 40 RMB. У входа в лавке продаётся куча портретов Ургьена. Сам монастырь вмещает в себя храмы трёх школ Сакья, Гелуг и ещё немногочисленной традиции Будона. А также самую высокую ступу в Тибете — Кумбум (32м). В ней пять этажей, множество комнат, статуй и алтарей. «Кумбум» означает «тысяча», поскольку здесь есть 1000 изображений Будд и Бодхисаттв. Что касается статуй, то большая их часть была повреждена во время Китайской Культурной Революции, но сейчас восстановлена. Связи с этим местом не почувствовал, хотя было интересно.

На саму ступу можно подняться по этажам на самый верх, за фотосъёмку платишь 10 RMB, а снимать поверьте есть что. Особенно порадовала статуя Дордже Семпы и трёхметровая статуя Опаме.

В одном из храмов здоровенная статуя какого-то Защитника, покрытая множеством тканей и кадаков. Рядом со статуей монах проводит пуджу. Сила от статуи чувствовалась, видимо очень мощный и секретный Защитник. Возможно это Дордже Шугден.

После Гьянтце по дороге в Шикадзе мы заехали на небольшой заводик по производству цампы, где из жареного ячменя делают муку, готовую к употреблению. Цампу тибетцы едят с чаем с маслом яка, добавляя сахар по вкусу. Цампа раньше, до прихода коммунистов была основным продуктом питания тибетцев.

Приехали в Шигадзе практически затемно, город совсем не Лхаса, особо гулять негде, потому что везде какие-то стройки и отсутствие фонарей. Номер в гостинице 4* стоит 1560 RMB, интернета в гостинице нет.

ступа Кумбум, Гьяндзе

ступа Кумбум — ступа Тысячи Будд, самая высокая в Тибете

12.05.11

С утра экскурсия в монастырь Панчен-Ламы Таши Лунгпо. Он, монастырь, практически не пострадал во времена Культурной Революции, чего не скажешь о Панчен-Ламе. Сейчас в монастыре Ташилумпо проживает признанный Пекином одиннадцатый Панчен-лама Гьялцэн Норбу. Вместе с тем Гендун Чокьи Ньима, признанный Далай-ламой, находится «под защитой» китайских властей; он фактически арестован и место его пребывания не объявлено с 1995 года. В 1959 году, после того как Далай-лама XIV бежал в Индию, Панчен-лама X стал главной политической фигурой в Тибете. Однако спустя девять лет он был посажен в китайскую тюрьму, и освобождён в 1977 г., при этом до 1982 г. он содержался в Пекине под домашним арестом. В 1983 г. он женился на китаянке, у него родилась дочь. Для ламы школы Гелуг такое поведение является необычным. В 1989 г., находясь в Шигадзе, он неожиданно умер в возрасте 51 года.

В монастыре очень много монахов, постоянно идут службы. Туристов и прихожан море. Монастырь огромен. Красивые ступы 10-го и других Панчен-Лам. Всюду портреты признанного Пекином Одиннадцатого Панчен-ламы Гьялцэн Норбу, уже довольно взрослый молодой человек.

В одном из храмов самая большая в Тибете статуя будды Майтреи высотой 26 метров. На её изготовление ушло 279 кг золота, почти столько же серебра, 116 тонн бронзы, более 40 алмазов и 1000 жемчужин.

Встретил в монастыре Ярика из Алматы, я знал что он в Тибете и не исключал возможной встречи, но тем не менее приятная неожиданность. Их группа уже прошла Кору и побывала под Эверестом.

Преодолевая расстояния и перевалы в сторону Эвереста раз пять показали свои пермиты и паспорта на разных чек-поинтах.

С перевала Гьятцо-Ла (5200) обещанных особенных видов на восьмитысячники не наблюдалось из-за облачности, но чем ближе подъезжали к Эвересту, тем он больше открывался. Таши говорит, что мы счастливчики.

Остановились в единственной цивильной гостинице рядом с монастырём Ронгбук. Номер 300 RMB. Въезд на территорию нац.парка Джомолунгма 500 RMB.

Монастырь Ронгбук принадлежит школе Ньигма, основан в 1901 году. Внутри очень впечатляющая статуя Гуру Ринпоче. Вход 25 RMB.

Спать было не холодно, под двумя то одеялами. Зато болела голова, ночёвка на 5000 даёт себя прочувствовать. За то под утро случился первый стояк в Китае.

Джомолунгма

Северная стена Эвереста на закате

13.05.11

Позавтракав за 40 RMB, отправились на автобусе к базовому лагерю. Джипы туда не пускают. Показали в очередной раз военным документы, получили ЦУ не заходить дальше какой-то стелы и пошли от КПП в сторону БЛ. Увидели стелу прямо возле первых палаток и радостно прибавили шагу. И тут на стал догонять начальник караула, кричать на гида, забрал у него ксивы и все наши пермиты, хорошо что на месте не расстрелял.

Стремление гида Юры как гэбиста разрешить ситуацию на повышенных тонах привела только к усугублению ситуации. Военные стали игнорировать Юру. Я подумал, что на туристов-нарушителей они должны хоть как-то отреагировать, и включил свою восточную прямолинейность. Мол агашка, уважаемый военный, больше такой фигни не повториться и т.д. и т.п. Всё это естественно через переводчика, соответствующим тоном, но при этом не снимая солнцезащитных очков.

В общем нам документы вернули и нас отпустили. Причиной строгача были какие-то «фри-тибетцы», которые за несколько дней до нас устроили демонстрацию в БЛ.

По пути вниз к гостинице мы посетили медитационную пещеру Гуру Ринпоче, где он оставил отпечатки своих стоп и ладоней. Я правда их не распознал, а показать некому было. Зато я в пещере взмедетнул минут 10. Круто!

Отправили почтовые открытки из под Эвереста. Эта возможность есть из-за того, что одна часть билета в нацпарк и есть оплаченная почтовая открытка с маркой. (Как выяснил уже дома, открытка дошла и порадовала родственников.)

Выехали в сторону пограничного Джангму на запад по другой дороге. Почти 3 часа по грунтовке до основной трассы мимо Чо-Ойу. Не доезжая Джангму, повернули в сторону нужной нам Саги. Было очень жаль не увидеть во всей красе ещё один восьмитысячник Шишапангму. Она была в облаках, но основание вздымающиеся в эти облака прямо из настоящей пустыни это что-то. По пути к Саге миновали очень красивое озеро Пейку-Цо на высоте 4600.

Дорогу строят крестьяне из Сычуаня за очень неплохую зарплату. Это как в советское время поехать на «севера» на заработки.

В Саге, довольно несимпатичном посёлке, очень много военных, поэтому сотрудники нашего отеля 2* с горячей водой, интернетом и матрасами с подогревом (не в пример 4* в Шигадзе) не советовали нам ходить по городу с фотокамерами. Поэтому фотографий из посёлка нет.

Мы забежали на ближайшую горушку в качестве разминки после долгой езды.

Поговорил с Батистой немного по телефону, скучает. И я скучаю по ней. Всё как-то неожиданно у нас получилось, но очень увлекательно.

дороги Тибета

дорога от Эвереста в сторону поселка Сага

14.05.11

Дорога до озера Манасаровар ничем особенно примечательным не была. Пару видов хороших, дикие ослы, журавли и заяц. Больше говорили о дорогах и о тех кто их строит. З/п у дорожных рабочих около 600 RMB в день, но многие на такой работе сажают здоровье, потому как на такой высоте и вообще в Китае до сих пор делается вручную.

Тибетцы тоже служат в армии, но в других регионах. Народу в Китае валом, поэтому обязательного призыва нет. Для многих простых граждан служба в армии путёвка в жизнь. Остаться служить по контракту. Военные в почёте.

Ну и когда Китай закончит делать дороги, он начнёт добычу полезных ископаемых. И возможно природа Тибета от этого пострадает, а может и нет. Всяко туристов будет больше. Ну и военных на границе с Индией и Непалом тоже станет больше. Я был бы не против, чтобы такие дороги они и в КЗ и в Киргизии проложили. На юге КЗ процесс уже пошёл.

Подъехали к озеру, красиво. С юга самый западный гималайский семитысячник Наймона Нуи, отражающийся в озере, на севере, довольно далеко, наша цель — Кайлас или Ка Ринпоче, как его называют тибетцы.

Облачность, поэтому кадры не очень. Автобус с русскими, какие-то рериховцы стопудово, в основном тётечки пред и бальзаковского возраста. Много индуистов, которые радостно плещутся в ледяной воде. Буддисты этого не делают. Много чаек, диких гусей и пастухов с баранами.

Входной билет, который распространяется и на Кайлас стоит 200 RMB.

Перед въездом в Дарчен попали в настоящую пыльную бурю. Сам посёлок ничем особенным от остальных тибетских посёлков не отличается, кроме того что из него начинается «кора», в нем и заканчивается. Мы разместились в гестхаусе с номером на 4 койки. Койка в отеле стоит 50 RMB. Впервые во сне испытал оргазм без поллюции.

паломники возле озера Манасаровар

первый вид на Кайлас с берега озера Манасаровар

15.05.11

Итак 1-й день «коры». Как оказалось к старту надо ехать на запад по холмам минут 15. В долине Дарпоче стоит ступа, которую надо обойти 3 раза, затем пройти через неё и внутри сделать пожелания. Индуистам такая процедура не обязательна. Восточнее ступы согласно путеводителям должен быть футпринт Миларепы, всего их на маршруте три. Сами мы футпринт не нашли, а гиды и местные не в теме.

Забирая вправо, поднялись на плато «небесных похорон». Куски одежды, клочья волос. Зубов и костей человеческих не нашёл. Спустились с плато, перешли реку по мосту и поднялись в первый монастырь на «коре». Чуку Гомпа, дрикунговцы, несколько монахов нарезают круги вокруг гомпы, один сразу начал качать гида на Айфон. Вверх по склону пищера Миларепы, в ней уже давно никто не медитировал. 10 минут медитации на Кармапу немного оживили место.

Возле монастыря нас подловили местные, которые приехали к сюда торговать всякой мелочью. У меня спрашивает один, типа ты Хинду, я отвечаю нет, тогда Далай Лама, ты буддист и я буддист, дай денег. Я говорю Кармапа, всё равно дай денег. Даю юань для связи, говорит мало и не берёт. Ну я не очень огорчился.

До северного лица Кайласа добежали за 3 часа, гиду чуток сплохело, не знал с кем связался. Разместились в гестхаусе за 30 RMB с носа, электричества нет, в сортир даже не рискнул заходить. Пошли с Палычем под северную стену, два часа туда обратно. Подвязал ленточек, сделал сильные пожелания. Стена впечатляет. На вершине по индуистским традициям живёт Шива, но мне этот синий господин малоинтересен. По буддийской традиции на вершине Кхорло Демчёг (Чакрасамвара), главный йидам школы Карма Кагью, вот он мне гораздо роднее.

На другом берегу долины монастырь Дира Пук, школы Карма Кагью, но, как и следовало ожидать, с портретом Ургьена Ринпоче. В пещере статуи Милы, Марпы, Гампопы, весь набор. Посидел поделал Дордже Семпу, показывал монахам наши тексты. Те с радостью прикладывали их к голове, особенно Махакалу и 16-го Гьялва Кармапу. Пришли в пещеру три местные бабушки, просили их благословить текстами, что я и сделал. Вышел из пещеры, и тут меня перехватила интендант местного Ламы, и я с баушками попал к нему на аудиенцию. У Ламы сидел молодой француз. Я показал Ламе тексты, рассказал кто я и откуда (он немного говорит по-английски), поблагодарил за сохранение места для паломников, по традиции «стукнулись» лбами. Ему лет 40, улыбчивый, дал мне лепёшку из своего подношения и попросил съесть её с друзьями на следующее утро.

Сама пещера не Миларепы, а какого-то монаха, который открыл заново «кору» в 12-м веке с помощью ячихи, которая указала ему путь. В пещере должны быть отпечатки ее рогов, но я не нашёл. Название монастыря переводится как пещера ячьего рога. В пещере простираться негде, но поклоны бить можно. С первым поклоном уходит гордость, и уже второй третий ты весь в пожеланиях.

У русской группы попросили для гида аспирин. В группе оказалось некоторое количество казахов, которые к тому времени были ещё в пути. Вроде как в этой группе все буддисты. Оставил для них пару визиток.

Вообще многие доходят под северную стену, ночуют и валят назад. Высоту переносят не все, особенно индусы.  В нашем гестхаусе было 50 человек с крайнего юга Индии, зеро левел, как сказал их гид. Так вот только четверо из них пошли на следующий день на перевал Долма-Ла (5600).

Ка Ринпоче

вид на Западное лицо Кайласа

16.05.11

Вышли в сторону перевала в 9.15, через 2.30 стояли на нём. Опять ленточки, флажки, пожелания, фотографии. Гид отстал на полчаса. На перевале индусов нет, одни европейцы, китайцы и тибетцы. Начали спускаться на восток, метрах в двухстах ниже по высоте отпечатки ступней и посоха Миларепы. Спустились в долину, увидели восточное лицо Кайласа, симпатично.

Держась правого борта долины шли до монастыря Зутул Пук, потратив на весь путь 7 часов. Разместились в местном гестхаусе, вполне достойный, за 50 RMB за койку. Юра отстал от нас на час, очень устал, сразу завалился спать.

Я пошёл в монастырь Пещера Чуда, тоже дрикунговский, но с пещерой Миларепы, вполне ухоженной, с отпечатками рук и ног. Поделал Алмазный Ум, параллельно показывая манаху свои тексты. Монах пошёл и показал их местному Ламе, пока я медитировал. После с Палычем пытались найти в скалах выше монастыря плато местных «небесных похорон», не нашли.

Название монастыря основано на реальной истории. Мила и какой-то боннский Лама шли по долине и попали под ливень. Стали соревноваться в построении укрытия. Пока бонпо строил стены, Мила взял огромный кусок скалы и положил его на два соседствующих камня, залез под него от дождя. Места там хватало только на одного человека. Тогда бонец попросил увеличить пещеру, и Мила уперся в скалу руками и ногами и поднял её. С тех пор отпечатки рук и ног Милы в этой пещере.

В итоге вечером ни одного индуса не видели. У русскоговорящих «потери» в предыдущем лагере в количестве 4-х тётушек. К «Пещере Чуда» последняя подгребла часам к 11 ночи, выходили они в 9.30.

перевал Зеленой Тары

паломники на самой высокой точке «коры» — перевале Долма-Ла

17.05.11

Глотнув чайку, быстро двинули в сторону Дарчена, по пути встретили новенький экскаватор, который делает дорогу до монастыря. Вызывает смешанные чувства, вроде и инфраструктура хорошо, а с другой стороны доступности «коре» прибавляет… хз…

За полтора часа почти сбежали до посёлка, по пути нас подобрал наш водитель Таши (первые слоги традиционного приветствия Ташиделек). Решили не ночевать в Дарчене, а рвануть до посёлка Джада, что в тибетской перди, но в окружении древних королевств Шаншунг и Гуге.

Недалеко в 60км от Дарчена поворот от посёлка Меныши в сторону монастыря Тирапури, школы Друкпа Кагью. Довольно большой, с футпринтами Гуру Ринпоче, с большим количеством ступ на высоком скальном берегу реки Сатлендж, истоке Инда. Есть там и горячие сероводородные источники, но купальни построенные китайцами в этот день не работали.

Вниз по течению реки, через каньён, минуя 25 км грунтовки до посёлка Челинг, попадаешь в так называемую «долину Гаруды», место столицы древнего государства Шаншунг. Со смотровой площадки отличный вид на пещерный город, на развалины монастыря, старые ступы, реку, флаги над ущельем. Место редко посещаемое, даже наш водитель был там впервые.

На обратном пути заехали в первый на нашем пути боннский монастырь Гуриджам. Довольно большой, в окружении скал, красивый, но какой-то мертвый. Все гомпы закрыты, но нам как редким туристам их открыли. На входе свастики и портрет Мао, странное сочетание…

Переехав пару перевалов и преодолев 120км строящихся дорог, оказываемся в королевстве Гуге, по преданию типа Шамбала. Пейзажность как в нашем каньоне Чарын, только порода не такая красная и по размерам раз в 100 больше. Остановились в городке Джада. Пока ехали видели много дичи, на которую со слов Юры охотиться в Китае запрещено. Однако в кабаке можно купить за 45 RMB настойку 50 градусов на различных гениталиях диких зверей. Тигр, олень, дикий осёл — желтоватые, а вот гепард красноват.

Позвонил домой, в ближайшую субботу интернет обещает очередной конец света. Ну… «кору» мы сходили, подождём субботы.

пейзаж Толинг, королевство Гуге

пейзаж Толинг, древнее королевство Гуге

18.05.11

После очередного обильного китайского завтрака ожидание очередного китайского разрешения на посещения достопримечательностей. Идём в монастырь Толинг, который прямо на высоком берегу Сатленджа в городке Джада. Гелугпинский и мёртвый, большая половина статуй взорвана в 66-м. В центральный храм вообще никого не пускают, за что только деньги берут…

Затем поехали по очередной хорошей дороге в место Цапаранг, столицу королевства Гуге. Песчаный город на горе высотой 300м. На самой вершине королевский дворец (ну очень маленький). Китайцы вначале доломали всё к чертям, что не сломали мусульмане из Ладакха, засрали и взорвали, а сейчас восстанавливают. Но как восстановить взорванные уникальные пятиметровые статуи с уникальным наполнением? В одном из храмов, а их всего 4 на территории города, осталось несколько не совсем разрушенных статуй. Могу себе представить, как было невероятно красиво до 66-го, когда пришли коммунисты. Но остались практически нетронутыми фрески. К сожалению фотографировать запрещено. Пытались дать смотрителю денег за возможность съёмки, не берёт. Помимо того, что смотритель отпирает храмы для немногочисленных туристов, он ещё поджигает перед руинами статуй лампады. К какой школе принадлежат монастыри он не в курсе. Поскольку фотографий лам там нет, я тоже не смог оцифровать.

А гулять по комплексу очень интересно, иногда заходя за запрещающие знаки и петляя в лабиринте переходов от одной пещеры к другой. На самой вершине порадовал знак «Не ссать здесь!», иначе крыша на которой вы стоите провалится вместе с вами.

Спустились вниз и немного прогулялись по каньону в сторону усыпальницы королей Гуге. Это такая небольшая пещера в трёх метрах над землёй полная человеческих костей и тряпья, правда без черепов.

Вечером гуляя по городку после ужина, встретил приехавших наших знакомых по «коре». Как «бывалый» спец по Гуге давал советы, делился впечатлениями. Так рассказывал аж сам заслушался. У них в группе девушка из «7 вершин», оказывается нас в любом случае не пустили бы в БЛ Эвереста. Туда пускают только тех, у кого пермит на гору.

Понарезал круги вокруг ступы на высоком берегу реки, вечер был тёплым, чувствовал себя в нужном месте в нужное время.

Ночью в номер ломились два товарища с ключами от номера. Увидев нас, извинились и свалили дальше по номерам. Кричали какие-то девушки, наверное была облава на проституток.

городище Цапаранг, провинция Нгари

городище Цапаранг, столица древнего королевства Гуге, провинция Нгари

19.05.11

Утром выехали в сторону Кайласа, по пути фотографируя пейзажи Гуге. Чувствуется, что наша программа подходит к концу. Впервые осознанно подумалось о женщине, и кровь стала быстрее двигаться в районе паха.

В Дарчене пообедали и докупили чуток сувениров. Почему я в Лхасе не умел так торговаться как здесь? Сэкономил бы кучу денег.

Заехали к озеру Ракшас-Тал, помочил в «мёртвой» воде ладони, вроде не облезли. На горизонте, с запада идёт шторм. Успели доехать до гестхауса на Манасароваре, и тут началось. Чайки кричат, ветер гонит над озером пыль, снег хлопьями, в общем шторм.

Заряд кончился через час, и мы пошли гулять. Вначале вдоль берега — сплошной птичий базар. Нашел на скалах пару заброшенных пещер для медитации. В одной какой-то христалюбивец оставил икону Троицы. Местные собаки гоняют по холмам зайцев. Пошли на соседний от гестхауса холм к монастырю Чу, провожать закат. Очень красиво. В этом ньигмапинском монастыре присоединился к 4-м паломникам, побывал в ещё одной пещере Гуру Ринпоче. Жаль, что не удалось сфотать паломников, настолько они колоритные. Одна девушка лет 18-ти просто принцесса какая-то! Зашли в гомпу два очень богатых китайца, приехавшие на джипе в сопровождении полиции. Купили у монаха по большой лампаде и перед алтарём стали читать мантры.

озеро с "мертвой" водой

на берегу озера Ракшас-Тал

20.05.11

Утром очередная фото-сессия и снова в путь. Дорога до Саги ничем кроме длительности и ухудшения погоды не запомнилась. Читал книгу Михаила Сегал «Молодость», рекомендую, и «Бродяги Дхармы» Керуака.

http://www.youtube.com/watch?v=Lf8hLUwY-LU

Ка Ринпоче

вид на Кайлас от озера Манасаровар

21.05.11

Снова дорога до Шигадзе. Город сплошная уличная стройка. Прокладывают по всем основным улицам новую каналью, ремонтируют фасады.

Консьерж порекомендовал сходить в большой массажный салон, первое блюдо в нём массаж стоп, полтора часа экзотики и приятностей за 140RMB.

После массажа купили вина и в ресторан, куча еды под хорошее китайское вино. Персонал кабака хорошо говорит по-английски. При вручении премии гиду и водителю, узнали что гид получает в день 50$, а водитель 60$.

Сытые и довольные в гостиницу, собираться и спать. Программа в Тибете закончена.

Ташилунгпо -монастырь Панчен-Ламы, Шигадзе

храм Будды Майтреи в монастыре Ташилунгпо, Шигадзе

22.05.11

Рано встали, рано выехали. Пофотали снова озеро Ямдрок-Цо. В 12.30 были в аэропорту Лхасы. Народу тьма, много русских, все с тханками в ручной клади. Летели через Ченду на огромном полном Боинге. В итоге в 22.30 были в гостинице в Пекине.

Ямдрок-Цо - обиталище гневных Будда-форм

священное озеро Ямдрок-Цо

23.05.11

Вкусный завтрак под приятную фортепианную музыку. Затем 60км на север к крепостному комплексу ДжоЁнгГуан китайского царя Гороха на великой стене. По платной дороге. Из 4000км платных дорог мира 70% находится в Китае. Гид Борис словоохотливый, много и к месту шутит. Охотится в Китае можно. Я подозреваю, что наш тибетский гид Юра много чего исказил как знатный чекист в освещении китайской действительности.

За два часа пробежали по всем доступным стенам, довольно продолговатая петля с крутыми подъемами и спусками. Встретили группу киргизов, которые в Китае перенимают железнодорожный опыт. Есть проект строительства железки через Нарын, правда строить будут китайцы в обмен на разработку какого-то золотого месторождения.

Палычу захотелось купить майку Армани, цену не посмотрел, расплатился карточкой. В машине глянул на чек, и мы поехали сдавать майку обратно. 11800 RMB!

Затем поехали кушать утку по-пекински. Комплекс — утка плюс 5 салатов и закусок стоит 250 RMB с человека. Ну очень вкусно! Купили в супермаркете вина, оливок и шемпика на вечер. Пошли погулять. Пекин огромен и ухожен, по крайней мере в центре. Зашли поссать в самое высокое здание города, наверх не подымались, боялись не дотерпеть. На выходе, уже на улице, нам стали предлагать посетить массажный салон, суть бордель. Мы отказались.

Great Wall

ты не был на Китайской Стене?! ты не был в Китае!

24.05.11

Аэропорт, регистрация. Огромная толпа хохлов с контрабасом и такая же толпа глухонемых китайцев. Долгая рулёжка по полосе, самолёты в очереди на взлёт. Ещё одна страничка в паспорте с визой долой.

Добавить комментарий