Буддизм в Казахстане

До укоренения ислама, принесенного арабами в Центральную Азию, здесь процветали множество различных религий и верований. Наряду с традиционным для  кочевников тенгрианством,  были распространены зороастризм, буддизм, манихейство, христианство. Распространение буддизма в Средней Азии началось в первые века новой эры. Огромную роль в этом играл Великий шелковый путь, по которому шла торговля между Индией и Китаем, и который вел в Византию и Римскую империю.

Буддизм – первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились позднее: христианство приблизительно через пятьсот лет, ислам – более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том основании, что он, как и христианство и ислам, переступил этно‑конфессиональные и этно‑государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Цейлона до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке.

Буддизм возник в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии (точнее, на индийском субконтиненте, поскольку на территории исторической Индии в настоящее время существует несколько государств – Республика Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал и остров Ланка). Буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма – Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) – 544 г. до н.э. и 486 г. до н.э. Именно первая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500‑летие буддизма.

Со временем буддизм развился в организованную религию, хранящую и передающую учения Будды и начал свое распространение по Азии.

В середине III века до н.э., благодаря царю Ашоке Маурье (годы правления 273 – 232 до н.э.) буддизм распространился с севера Индии в Гандхару и Кашмир. Спустя два столетия буддизм достиг Западного и Восточного Туркестана, придя в I веке до н.э. из Гандхары в Бактрию и из Кашмира в Хотан. Тогда же он распространился из Кашмира в Гилгит, а с севера Индии – в современные южные провинции Пакистана Синд и Балочистан (Белуджистан) через восточный Иран и далее в Парфию.

К I веку н.э. буддизм проник глубже в Западный Туркестан, распространяясь из Бактрии в Согдиану. На протяжении этого века он проник дальше вдоль южной границы Таримской впадины, придя из Гандхары и Кашмира в Кашгар.

В распространении буддизма в Средней Азии, Восточном Туркестане и Китае важная роль принадлежала парфянам, юэчжи, кангюйцам, согдийцам, которые особенно активно начали проповедовать учение Будды во II—III вв. н. э.

В раннем средневековье Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты оказывали поддержку буддизму и способствовали его дальнейшему распространению. Под покровительством его правителей индийские, центральноазиатские и китайские мастера перевели множество буддийских священных писаний на древнетюркский язык. Некоторые древнетюркские буддийские термины стали общепринятыми в Центральной Азии и позже были позаимствованы уйгурами и монголами. Основной характеристикой буддизма древних тюрок было его обращение к простым людям, включение в окружение Будды многих широко известных и почитаемых местным населением божеств, как традиционных тенгрианских, так и зороастрийских. Эта эклектичная черта была унаследована и продолжена уйгурами и монголами.

Западный Тюркский каганат оказывал значительное покровительство буддизму с конца VI до начала VIII века. Об этом свидетельствует Сюаньцзан (китайский буддийский монах, учёный, философ, путешественник и переводчик). Он сообщал о благожелательном отношении к этой религии кагана западных тюрок. В первой половине VII в. некоторые правители западных тюрок становятся буддистами или покровителями буддизма, тюрколог А. Габэн связывает это с переходом тюрок к оседлости и городской жизни.

В Семиречье — домене западных тюрок, тюргешей и карлуков, этот процесс был достаточно интенсивным. Об этом говорят как письменные источники, так и археологические находки. Буддийские постройки были найдены: на городищах Ак-Бешиме (из писменных источников Суяб или Ордукент), Красная Речка (Навекат), Новопокровское (Пакап), Сукулук (возможно Джуль), Кастобе (Джамукат), Александровское городище (древнее название еще не известно).

Текелийская Стелла

Видимо, остатками подземного буддийского монастыря является постройка на городище Сайрам, в долине реки Сайрамсу, недалеко от Чимкента, предположительно  VI-VIII вв.

В конце IX – начале Х вв. началась исламизация тюркоязычных этносов Казахстана и Центральной Азии. Буддизм стал подвергаться преследованиям после того, как Богра-хан сделал ислам государственной религией тюрок-караханидов в 940 г., который стал активно распространяться в Семиречье и Восточном Туркестане. Однако буддизм, как и другие существовавшие здесь религии, не исчез полностью.

Исследования показали, что буддизм имел распространение в Семиречье и после X—XI вв., когда здесь утвердился ислам. В середине ХIII в. о буддийских храмах северо-восточного Жетысу сообщает Гийом де Рубрук — посол Людовика IX к монгольскому хану Мункэ. В1253 г. Гильом де Рубрук выехал из Лиона, пересёк южнорусские и казахстанские степи, достиг Южного Казахстана и затем Семиречья. Там он останавливался на две недели в городе Каялык, который отождествляется с городищем Антоновка в долине реки Лепсы, где он видел и описал буддийский храм. Археологические исследования, которые проводились на городище Антоновка, открыли здесь остатки буддийского храма.


Текелийская Стелла

При раскопках были собраны обломки больших хумов, а также найден фрагмент кувшина с носиком, оформленным в виде головы быка. Керамика датируется ХШ в. Из других находок следует отметить железный кинжал и дверные железные приклады, а также мелкие бронзовые поделки.

Буддийские изделия, связанные со второй волной буддизма, были обнаружены и на городище Талгар, отождествленном со средневековым городом Тальхиром. Здесь в слое ХIII в. была найдена вырезанная из кости фигурка сидящего Будды. Высота её 7 см. Фигурка сильно повреждена, у неё отбита голова и руки.

Поздний этап развития буддизма в Казахстане связан с приходом сюда западных монгольских племён – ойратов (джунгар). Передвижные монастыри-кибитки джунгар Восточного Туркестана, последователей тибетского буддизма (ламаизм – термин в настоящее время не употребляется как некорректный), встречались на протяжении периода c XVI века до середины XVIII века на востоке Казахстана в районе Семиречья к востоку и к югу от озера Балхаш, а с середины XVII и до середины XVIII веков – в Киргизии, в окрестностях озера Иссык-Куль.

Возводились и каменные монастыри, такие, как построенный до 1616 г. Дархан-Доржин-кит («Семь палат») в районе современного Семипалатинска. Кроме того, в XVII веке возникли монастыри Аблай кит (1656) в Калбинском Алтае и Кзылкент в Кентских горах недалеко от построенного позже Каркаралинска.

На карте Джунгарии (куда входила и часть Семиречья), составленной в 1716-1733 гг., нанесено 58 храмов и монастырей тибетского буддизма. Основа этой карты была выполнена в конце XVII – начале XVIII вв. иезуитами, служащими при дворе цинского императора Канси, и затем дополнена шведом Иоганном Густавом Ренатом, находившимся в калмыцком плену. Эти монастыри простояли до середины XIX века, до того времени, когда Казахстан стал частью Российской Империи.

Некоторые буддийские памятники Семиречья сохранились до наших дней. Широко известны изображения Тамгалы Тас на камнях в ущелье на берегу реки Или. Изображения сделаны в традиционно тибетском стиле, тибетские надписи в самом распространённом на сегодня шрифте «учен». На самом крупном из изображений: Будда Шакьямуни, Бодхисаттва Ченрезиг (санскр. Авалокитешварв) и Будда медицины. Под изображениями надписи на тибетском языке, соответственно: «сангье шакьятхубпа ла намо (wylie. sangs rgyas shakya thub pa la na mo) поклоняюсь Будде Шакьямуни», «пхагпа ченре… (wylie. ‘phags pa spyan ras g… – надпись оборвана сколом породы) арья авалокита [вероятно тоже «намо»], Ом мани педме хунг» и «сангье мен кьи лха ла на мо (wylie. sangs rgyas sman kyi lha la na mo) поклоняюсь божеству Будде Медицины».

Ещё один памятник тибетского буддизма – стела близ города Текели. «Текелийская стела» – это трёхметровая скала, формой напоминающая пирамиду, на которой хорошо просматриваются высеченные изображения. Нижнее – изображение буддийской ступы, олицетворяющей ум Будды. Ступу держит в своих лапах снежный лев. Выше высечен знак Калачакры (буддийской тантры об устройстве вселенной) и несколько мантр, выполненных тибетским письмом и непальским письмом  Ранжана.

В настоящее время в Казахстане действуют немногочисленные группы буддистов последователей ваджраяны (тибетскго буддизма). Нам известны группы представители двух (из четырех главных) школ ваджраяны: Гелуг и Карма Кагью (Алмазный путь).

Общественный фонд «Культурное наследие Гималаев»,  г. Алматы

Литература:

Е.А. Торчинов «Введение в буддологию: курс лекций»

К.М.Байпаков «Великий шелковый путь на территории Казахстана»

А.Терентьев «Проникновение буддизма в Россию»

Б.Я. Ставиский «Судьбы буддизма в Средней Азии»

А. Берзин «Распространение буддизма среди тюркских народов».

А. Берзин «Исторический очерк о буддизме и исламе в Западном Туркестане»