Невероятная Индия 2015. Часть вторая.

Первая часть опубликована здесь.

22 марта

Встретить Наурыз в Индии большая удача! Наверное) У меня впервые. Наурыз я однажды встречал на высшей точки Польши. Высшая точка Польши в проекте «Альпинистская Корона Европы».

Такси за 450 рупий от КИБИ до терминала 3 аэропорта. Таксист попался просто Шумахер, домчал за 10 минут через все красные сигналы светофора. Попасть в Индии, равно и в Непале, в здание аэропорта можно только по паспорту и распечатанному билету. Прошли с Никитой регистрацию, на фудкорте поели южноиндийское блюдо «доса», блины своего рода.

За час сорок долетели Аир Индией вдоль Большого Гималайского Хребта и русла великого Ганга до а/п Багдогра рядом с городом Силигури в Западной Бенгалии. Там встретили Любу из Минска. Препейд-такси до города за 350 рупий. Никита оставил в отеле возле автостанции часть вещей. Официальный джип от Силигури до Дарджилинга стоит 130 рупий, джип уплотняют сильно, поэтому имеет смысл на троих брать 4 места, то есть мы отдали 520 рупий за весь диван. Полностью джип от Багдогры до Дарджилинга стоит 1600 рупий в препейд-такси. В аэропорту сразу понимаешь, что прилетел в Гурхлэнд (страну Гурхов). Об этом говорят соответствующие надписи и появившиеся непальские лица (гурхи – одна из крупных непальский народностей).

До Дарджа расстояние 100км, доехали по горной дороге за 2 часа. Много военных частей, сказывается близость границы с Непалом, Китаем, Бутаном и Бангладеш. Вдоль дороги параллельно ветка узкоколейки, маленький паравозик, 3 вагончика. Памятник Юнеско. Построена еще в конце 19-го века, чтобы возить чай с гор в долину.

Дардж – старый английский колониальный город в Индии, на высоте 2300. Построен как чайная столица в 19-м веке. Для «колонизаторов» был курортом, с мягким для Индии климатом. Население около 150 тыс. Расположен на гребне, много старых колониальных зданий. По сравнению с другими индийскими городами довольно чист, насколько чистота вообще возможна в Индии. Много отелей, но они забиты, в основном индийскими туристами, сезон. Нашли двухместный номер с хорошим видом за 1300 рупий, заселились втроем. Есть горячая вода и интернет.

Вышли на прогулку и покушать. Видов особо нет, из-за дымки над горами. Но городская атмосфера очень располагает для променада. Момо с курицей, знаменитый дарджилингский чай, пирожные из рекомендованной TripAdvisor пекарни Glenary’s . Килограмм дорогого «дарджилинга» стоит в лавке 4600 рупий.

Люба начала снимать фильм про наше путешествие по Сиккиму, должно получится хорошо. В анонсе я общаюсь с местными во время поедания момо, местные угощали меня каким-то травами, я до сих пор жив))

Нас «догнала» Майя из Ростова, вылетев из Дели намного позже нас. Встретили ее под «Башней с часами» (Clock Tower), самым заметным колониальным зданием в городе. Майя оформила пермит в Смикким прямо в а/п Багдогра. Мы об этой возможности не знали. Мая заселилась с нами в номер, хотя хозяин и не особо был этому рад. Мы указали на соседние номера, где индусики жили целыми таборами. Нам тоже не привыкать.

23 марта

Было довольно прохладно, отопления в отеле нет, впрочем, как и в любом другом здании Индии. Часа в четыре утра начался массовый исход индусов куда-то. Очень шумные ребята. Наш отель Бродвей находится в центре города, рядом с Clock Tower. Утром сильная облачность, так ожидаемых видов на третий по высоте пик в мире (Канченджанга, 8586м) с балконе не было. Хотя погода в целом хорошая.

К семи пошли искать еще одно рекомендованное TripAdvisor кафе Sonam’s Kitchen, искали 30 минут, оказалось, что работает с восьми. Погуляли еще немного в поисках европейской кухни для завтрака. В итоге вернулись в Сонам. Очень достойный завтрак, не пожалели.

К 10.30 пришли в «форинер регистрейшн офис». Который располагается напротив Clock Tower. В офисе нам сказали, что мы с Любой первые граждане Беларуси и Казахстана, которые регистрируются в Дардже. Заполнили какую-то анкету и были отправлены в муниципалитет оформлять пермит. Поразило почти полное отсутствие компьютеризации. Кругом огромные пухлые гроссбухи. Пермит бесплатный, копии виз и паспорта, а также фото пока не понадобились.

Сходили на ж/д станцию. Увидели прибытие поезда. Туристический поезд курсирует 3 раза в день до ближайшей станции Гхум. Стоимость 680 и 1100 рупий, в зависимости тепловоз или паровоз в качестве локомотива. Мы взяли билеты типа WL (waiting list) на завтра, дистанция в две станции, до городка Сонада. Билет в первый класс за 175 рупий. Завтра увидим, как мы продвинулись в waiting list.

Пообедали в ресторане «Park», отличная «tandoori chicken». Цыплята тандури — популярное индийское блюдо пенджабского происхождения, представляющее собой маринованных цыплят, запеченных в печи тандури. Обед на четверых 1400 рупий.

Купил в качестве сувениров местного легендарного чая, ну и магнитиков. И гулять-гулять, по пути регулярно заходя на дегустацию различных чаев, ведь Никита у нас большой фанат чая.

Зашли на холм Махакалы, на вершине которого множество маленьких храмов представителей разных гималайских религий. Все напутано, к примеру, на буддийской часовне изображены шивалингамы… Но в целом приятное место. Завешанное полностью тибетскими молитвенными флажками (лунгта). Вокруг много диких обезьян, довольно агрессивных. Смотрители все с длинными бамбуковыми палками, чтобы отгонять приматов.

В завершении дня пошли искать японскую Ступу Мира, которых построено по миру около десятка под руководством японского буддийского монаха Нитидацу Фудзи. Я видел такие в Покхаре и Лумбини в Непале. Поплутали по горным улицам. В темноте по ощущениям гулять было довольно безопасно. Ступа большая и красивая, в приятном месте, жаль, что ночью не подсвечивается.

24 марта

Ночь потеплее и потише. Видов на рассвете снова нет… Сходили позавтракать в Glenary’s, континентальный завтрак. Всем рекомендую там завтракать, как минимум, хотя там и «мертвый» интернет.

Собрали рюкзаки и на вокзал. Зачем надо было вчера выписывать waiting list, непонятно, сегодня заполнена только треть нашего вагона. Хотя в начале, во время посадки, казалось, что вагон будет переполнен. Просто семья (целый аул) индусиков перепутала что-то и села в поезд не по расписанию. Их поезд через два часа, как можно перепутать, непонятно…

Прокатиться на поезде было интересно, но снова непонятно, зачем столько платить (175 рупий) за две остановки. На джипе и быстрее и всего за 40 рупий. Опять же, чтобы прочувствовать атмосферу дороги достаточно и одной станции. Но мы то хотели проехать, так что остались довольны.

Приехали в Сонаду и пошли с Никитой искать монастырь со ступой Калу Ринпоче. Девушек оставили с вещами на вокзале. По первым человеко-указателям начали набирать в горку. Дошли до зоны леса и решили идти назад, так как гомпами (монастырями) там и не пахло. Зато посмотрели на тихие сельские пейзажи. Почти альпийская пастораль. Все очень уютно, отличается от городского ритма Дарджилинга. На пенсии можно там жить. Только нужно будет печку нормальную в доме сложить.

В итоге нашили и монастырь и шедру (институт) и ступу Калу Римпоче, возле главной дороги недалеко от вокзала, в сторону Дарджа. Местные видимо вначале не понимали, что мы ищем, пока где-то в речи не проскочило слова мумия. Мы стали искать не ступу, а мумию Калу Ринпоче, она сразу и нашлась.

Гомпу открыли к 15.00, ко времени пуджи. Ступа с телом одного из самых реализованных буддийских учителей 20-го века очень мощна, и красива. Лицо мумии Калу Ринпоче (тугдам по-тибетски значит мумия) внутри ступы как живое. Сама гомпа по атмосфере очень близкой, домашней что ли, кажется. Монахи, участвовавшие в пудже (службе) не обращали на нас внимания, занимаясь своим делом.

Калу Ринпоче был главным ламой школы Шангпа-Кагью, одной из четырех «малых» ветвей Кагью. Его новое перерождение Калу Ринпоче Янгси родился в 1990-м в Дарджилинге.

Из мемуаров Марины Влади известно об аудиенции, которую Калу Ринпоче дал во Франции ей, Владимиру Высоцкому и Михаилу Шемякину. Буддийская притча, рассказанная Калу Ринпоче, позволила Высоцкому и Шемякину длительный период воздерживаться от пьянства.

16-й Гьялва Кармапа отправил в свое время Ламу Оле Нидала и его жену Ханну на обучение к Калу Ринпоче в Сонаду.

Моя любимая цитата из высказываний Калу Римпоче:

Существует только одна реальность.
И ты ею являешься, хотя об этом не знаешь.
Но когда ты пробудишься в этой реальности, ты больше не будешь чем-то, а будешь всем и всегда.
И это всё.

На выходе из монастыря сразу поймали автобус до Гума, откуда планировали поймать попутный джип в Гангток, столицу Сиккима. Но оказалось, что после 15.00 официальные джипы Дардж — Гангток не ходят, билет на такой джип стоит 200 рупий. Мы потусовались немного в Гуме, местные подвыпившие ребята пытались поймать для нас попутный транспорт. В итоге мы на такси за 200 рупий уехали в Дардж и подумывали остаться там еще на одну ночь. Но по расписанию Майи ей надо было уже сегодня быть в Гангтоке, чтобы завтрашний день полностью провести в Румтеке – главном монастыре 16-го Кармапы. Пришлось брать личный джип за 3000 рупий. В дороге 4 часа. Расстояние 110км.

Пересекли границу Сиккима в районе города Рангпо. Получили еще один штамп в паспорт. Сразу чувствуется другая административная единица страны. Дороги шире чем в горах Западной Бенгалии, есть разметка. Меньше хаоса в застройке. Даже в одном из городков по пути видели фонтан с подсветкой.

По пути наблюдали несколько лесных пожаров в ночи. Бушующее пламя красиво отражается в реке. Но лес конечно жаль.

Нашли с помощью водителя отель за 1000 рупий в центре Гангтока. Шума как в Дардже нет. Выспались.

25 марта

На завтрак в соседнее кафе, обслуживает надушенный официант с прической, модный. Столица, как никак. Впервые увидели массив Канченджанги, но из-за дымки вид не очень.

Доехать до Румтека, который в 24 км от Гангтока, на прайвет-джипе стоит 1200 рупий, если брат туда-обратно 1500. Мы поймали такси на улице за 1000, но водитель ни разу не возил людей в Румтек, хотя на приборной доске у него портрет Кармапы… Но довез, нормально. На входе на территорию монастыря проверяют пермиты, много военных, которые с начала 90-х охраняют монастырь. Из-за больших ценностей, которые здесь хранятся, и разногласий внутри линии Карма Кагью по поводу наследования монастыря.

Сняли два номера в монастырском гесте Сангже, который держит тибетская семья. Очень уютно, даже есть собственная гомпа. Номер с видом на втором этаже стоит 900 рупий. Но WiFi здесь везде отсутствует. Мой интернет в роуминге перестал работать. «Дебуембэ?» означает по-тибетски «Как дела?» Вспоминал на ресепшене свои скудные познания тибетского языка. В гестхаусе пара поляков с курса в КИБИ.

Договорились о такси из Румтека до аэропорта Багдогра для Майи на завтра за 3000 рупий. Разговаривали с двумя разными водителями. Оказалось, что обоих зовут Карма. У ворот монастырского комплекса есть несколько отельчиков, но тоже без интернета, пару лавок, забегаловок и работающий банкомат.

Вход в сам монастырь стоит 10 рупий. Через металлоискатель. Можно посмотреть главную гомпу, храм Тары (женское воплощение просветления, Мать всех Будд) и Золотую Ступу, в которую в качестве главной реликвии помещено сердце 16-го Кармапы, несгоревшее во время его кремации в 1981-м. Ступа реально из золота. По слухам, сокровищ в монастыре столько, что можно купить Манхеттен. Есть что воякам охранять.

Провели пару часов возле ступы. Ступа в большой витрине, на замке. Я пообщался с монахом-смотрителем, показал пару фотографий на смартфоне, рассказал, как бывал в Тибете. В общем подружился, насколько возможно. Нас пустили, правда очень быстро, за стекло непосредственно к ступе, чтобы обойти вокруг нее (сделать кору). Очень сильные переживания и энергии. Не зря называют Кармапу «Королем Йогинов Тибета».

Немного погуляли по территории, но военные нас везде ограничивали в передвижениях. Особо не поспоришь с человеком с автоматом в руках. Порядок есть порядок.

Попросили за ужином черный чай без молока, нам ответили «да-да» и принесли с молоком. Так происходит повсеместно. Благо есть своя заварка, попросили в гесте термос с кипятком и посидели с поляками на террасе. С поляками у нас очень близкая ментальность.

26 марта

Шопадиле! Доброе утро! Проснулись с пением петухов. Позавтракали и к девяти утра в монастырь, медитировать у ступы Кармапы. В монастыре оживление. Организован пикник для студентов буддийского университета при монастыре. Один из студентов занял второе место на соревнованиях по дебатам в Бодхгайа, Месте Просветления Будды. Приглашены высокие гости из администрации Гангтока.

В книжном магазине купили хорошее издание про линию Кармап на английском. Спросили где сейчас Ургьен Ринпоче, он с поучениями на два месяца отправился в США. Я почему-то считал, что он совсем невыездной из Индии. Спросили почему нельзя фотографировать Ступу, ответ был «You know, I don’t know». Но вчера из подполы я смог сделать пару кадров.

Из-за обилия туристов и гостей пикника нам позволили помедитировать у Ступы всего лишь 30 минут. Но мы успели сделать по 108 простираний. Читая заключительные строки в буклете с медитацией Принятие прибежища, в очередной раз убедился, что все в моей жизни происходит своевременно и наилучшим образом. Строки такие: «Этот текст был создан в Румтеке, под руководством 16-го Кармапы Ригпе Дордже, воплощения всех Будд».

16-й Гьялва Кармапа

16-й Гьялва Кармапа и 14 Далай-Лама

16-й Гьялва Кармапа и Лама Оле Нидал

17-й Гьялва Кармапа и Лама Оле Нидал

17-й Гьялва Кармапа

Лама Оле Нидал

Сходили посмотреть на Старый Румтек, построенный 16-м Кармапой на месте исторического первого монастыря Кагью в Сиккиме, но разрушенного с течением времени. Исторический Старый Румтек был построен 9-м Кармапой Вангчук Дордже в конце 16-го века. В Сиккиме три главных места Кагью – это Румтек, Ралунг и еще одно, название вылетело из головы…

В Старом Румтеке туристов кроме нас не оказалось, кругом лес, место менее суетное. Нам открыли гомпу, внутри красивая статуя 16-го Кармапы. Мы поразили сопровождающего нас монаха тем, что пели призывание Махакалы (главный Защитник линии Карма Кагью), а это довольно длинный текс на тибетском, без бумажки и запинки. Наше «пение» расположило монаха к нам, пообщались с ним, он неплохо владеет английским. По его словам, тот дордже (ваджр, ритуальный предмет, символ нерушимых методов Дхармы), которым нас благословил монах во время коры вокруг Золотой Ступы – это непосредственная связь с сердцем 16-го Кармапы, которое находится в Ступе. Отсюда такие мощные ощущения были вчера.

Спросил монаха, какие еще реликвии хранятся в Румтеке? Монах ответил, что Золотая Ступа главная реликвия. А как же Черная Корона Кармап!? Монах разволновался. Сказал, что Корона в Румтеке, но увидеть ее нельзя.

Вплоть до 2003 года правительство соседнего Китая не признавало Сикким индийским штатом, и на китайских картах он обозначался как отдельное государство. В 2000 году Ургьен Ринпоче, считающийся у китайцев 17-м Кармапой и провозглашённый перерождением 16-го Кармапы в Китае, бежал в монастырь Румтек в Сиккиме. Китай не мог заявить официальный протест Индии, так как считал Сикким независимым государством. С 2003 года этот вопрос считается китайской стороной «оставленным историей вопросом», который подлежит окончательному разрешению в будущем «по мере улучшения и развития китайско-индийских отношений». Когда политика вмешивается в духовные дела, всегда происходят какие-то «кривые» вещи.

Прогулялись также до двух гомп под управлением Шамара Ринпоче. Поговорили с настоятелем одной из них Нидо Ринпоче, он откуда-то помнит Никиту, наверное были на каких-то поучениях 17-го Кармапы или на кремации Шамара Ринпоче в прошлом году в Катманду. Мальчик-монах из Бутана нам показывал одну из гомп, он видимо из «блатных», в смысле какой-то богатой бутанской семьи. Хорошо говорит по-английски, много где бывал, даже в Австралии.

Попали под дождь, первый сильный дождь в поездке, пока искали еще одну гомпу. Нам решили ее показать два парня, местные музыканты, металлисты. Возрастом 21 год, курят траву, играют рок, учатся в музыкальном колледже в Гангтоке. Сетуют, что в Индии почетные профессии только инженер да доктор, музыканты никому не нужны. Но в целом позитивные, хорошо поют. Показал им видео с поющими ребятами в гробнице на Хаус Хасе, оказывается очень трудно петь в национальной индийской манере. Так что я снял, наверное, будущих Митхунов Чакроборти.

Я как-то наковырял в настройках телефона интернет в роуминге. Просто «летает» по сравнению с тем. Как он работал в Дели. В то время как у Любы интернет от AirTell работает также как мой в Дели, то есть очень плохо.

Продолжение следует…

И вот вам фильм про 16-го Кармапу, Рык Льва.

Добавить комментарий