Невероятная Индия 2015. Часть первая.

Весной 2015 года состоялась моя давно запланированная поездка в Дели и индийский штат Сикким в Гималаях. Вашему вниманию дневник поездки. Поездка как и дневник получились очень насыщенными, так что информации будет много.

15 марта

Ранний подъем. Мало сна, но ясные сны, которые мгновенно забыл, за ненадобностью. Друзья отвезли в а/п, по дороге захватив моего спутника и нового товарища, Бауржана. AirAstasna в очередной раз порадовала новым самолетом и вкусным обильным завтраком.

Долгий переход по терминалу 3 в Дели в а/п имени Индиры Ганди от гейта до паспортного контроля. Граница пройдена быстро и без проблем. Из здания вокзала через переход дошли до аэроэкспресса, который за 60 рупий отвез нас в район ж/д станции Нью Дели и Мэйн Базара. В Алматы очень не хватает подобного транспорта. Уже выходя из метро на улицу ноздрями ощутил — вот она, Индия!

Нашли отель Star Palace, который советовали мне многие алматинские друзья, где собственно пару друзей тут же и встретили. Они сегодня довольные вернулись из Бодгайи, места Просветления Будды. О моем путешествии по местам связанным с жизнью Будды Шакьямуни дневник будет позже. Заселили Бауржана в этот отель за 600 рупий. Мне по плану к вечеру ехать в КИБИ (Международный буддийский институт Кармапы) и останавливаться там.

Поменяли деньги и пошли искать местные «симки». Нашли «офис» AirTell, где оставили копии виз и паспорта, фото и по 1200 рупий за 3Гб траффика и 100 единиц баланса. Но симка в итоге от Vodafone. Обещали активировать к вечеру.

Пошли гулять 2 остановки метро на восток от Пахар Ганджа (это район, в центре которого расположена улица Мэйн Базар, горячо любимая всеми иностранцами в Дели) в сторону еще одного популярного рынка Чандии Човк. Полнейший хаос на дорогах. Индусы на велорикшах искренне не понимают, почему белые сахибы (господа) отказываются ехать на рикше. Сахибы не должны ходить, они должны ехать, и платить. Но мы пешочком.

Дошли до самой большой в Индии соборной мечети Джама Масжид (от слова «жума»). В красных тонах, очень красивая. Памятник архитектуры 17-го века, действующий. Построена во времена правления Шах Джахана, который строил Тадж-Махал. Во дворе мечети помещается 25000 человек. Мой первый «официальный» экскурсионный объект в Индии. Вход на территорию 300 рупий, дополнительно 100 за подъем на минарет. Отличные виды с минарета, на Красный Форт в том числе. В мечети на непокрытые части тела повязывают платок, я был в шортах. Пришлось нацепить. Некое подобие длинной юбки вышло. Я пару раз чуть не убился на лестницах, запутавшись в полах. Снял от греха))

От мечети до форта по сплошному рынку, но с пересечением автострады минут 15 пешком. Большая очередь из индусов на вход, сахибы без очереди. Но и плата для них выше, 250 в отличие от 10 рупий для местных. Мы не пошли, потому что устали, а на осмотр форта нужно много времени. Сели в кафе на Човке, поели «тали», запили колой, счет на двоих 260 рупий.

Вернувшись в отель к Бауржану, я выложил первую порцию фотографий в Фейсбук. В этой поездки снимаю на подарок от представительства компании Nikon в Казахстане — камеру D5300, пока доволен. Оставил Бауржана отдыхать, взял рюкзак и на метро. Вечером переполненное, до моей станции Хаус Хаз стоимость проезда 18 рупий, пол часа езды.

В темноте как-то нашел нужную мне остановку и за 10 рупий уехал на 511-м автобусе от Хаус Хаса до нужного мне Катвари Сарай. Еще 10 минут пешком и я в КИБИ. На входе сразу встретил друзей из России. И Женю, уроженку Алматы, но живущую в США, с которой дружим в сети последние 7 лет, а тут внезапно первый раз встретились! Поселили меня в комнате на 8 человек, с удобствами на этаже. В КИБИ раздают WiFi, но мертный, из-за большого количества народа приехавшего на традиционный весенний курс с Гьялва Кармапой.

Моя симка за 1200!!! рупий пока не заработала. С большим удовольствием помыл ноги, которые заляпал и промочил, когда пытались зайти на Човке в сикхский храм. Называется «гурудвара». Но как-то там сложно все и мы решили не ходить, зато понаблюдали рядом пару колоритных сикхов в чалмах, с бородами и копьями. Первый денек насыщенный получился.

16 марта

Проснулся под звуки гонга, что означает «завтрак готов». Кормят в КИБИ просто, но обильно. Вегетарианское меню, но яйца присутствуют. Нагулялся для первого дня вчера знатно.

Утром появилась связь, позвонил по прямому номеру в Vodafone, назвал имя, отель, номер телефона и мне активировали симку. Странная система. Пытался наковырять в настройках интернет, но ничего не вышло. Забил, оставил на потом.

Послушал первую лекцию профессора Семпа Дордже, но мало что понял, потому что купленный за 600тг в Алматы на Тастаке китайский радиоприемник никак не хотел поймать радиоволну с переводом лекции на русский.

Пошли с Бауржаном от КИБИ к Катвари Сарай, это торговый местный район. Купил батарейку, две шоколадки, колу и зубную пасту. Отдал 500 рупий. Самое дорогое из всего – шоколад, по 150. Зашли в офис сотовиков, я попросил помочь с инетом. Сотрудник все проверил, тупо перезагрузил гаджет, и все заработало. Но у Vodafone 3G инет ну очень медленный. В Дели берите лучше AirTell.

После обеда все ждали приезда 17-го Гьялва Кармапы, Короля Йогинов Тибета. У меня такой очередной необычный контакт с этим высоким Ламой тибетского буддизма линии Карма Кагью. Но это немного личное. Чтобы пытаться рассказать об этом. Имейте свой опыт, если хотите.

Кармапа провел посвящение на Будду Алмазный Ум. Я мечтал о получении этого посвящения с 2009-го, когда Кармапа впервые посетил Россию. Но тогда у меня не вышло попасть на него в Москву, зато я встретил Кармапу в том году на Украине.

После ужина еще одна лекция Ламы Джампа Тайе, но для меня это уже «too much». Студент я тот еще. Крепился, бодрился, но регулярно клевал носом.

Если вдруг кому-то интересно узнать о тибетском буддизме, есть ли буддисты в Алматы, то информацию и контакты можно найти у меня.

17 марта

Утром решил прогуляться до Кутуб-Минар, самого высокого (72м) кирпичного минарета в мире. Хотел пойти через соседний с КИБИ парк напрямик, но опасливые друзья отговорили. За 50 минут дошел в обход, по пути увидел банкомат Котак-Банка, порадовался.

Зашел возле Минара в кофейню, цены как в любой сетевке по всему миру, что не удивительно. Созвонился с Таней, нашей общей подругой с Батистой. Батиста и Таня из одного города, Томска. В Томске очень много прекрасных девушек, проверено на личном опыте)) Таня на денек залетела в Дели и завтра двигает в Раникет, в Гималаи, в какой-то йога-ашрам. Договорились буддист и индуист о встрече в древней мечете. В Индии все возможно))

Вход стоит 250 рупий, есть на что посмотреть. Сам минарет, руины гробниц, колонна из метеоритного железа, самолеты идущие над всем этим на посадку. К колонне из железа раньше подпускали, можно было попытаться обхватить колонну руками, встав к ней спиной, тем самым проверить свою удачу. Сейчас колонна окружена заборчиком. Рядом добрый полицейский показывает удачные ракурсы для фото, но потом хочет денег за это. Просил 500 рупий, дал ему 10, чем обидел, но не сильно и ненадолго.

Первая постройка минарета была разрушена молнией, но минарет быстро восстановили. Рядом начали строить еще более высокий минарет, но строительство завершилось на уровне 10 метров.

Успел пофотографировать комплекс, пока не набежали орды школьников и туристов. Пришла Таня вся в белом, ох уж эти любители йоги. Приятная встреча.

Решил вернуться в КИБИ через парк и не пожалел, напрямую путь занял всего 15 минут. Ночью, конечно, я бы там гулять не стал. Дико, темно, вдруг тигр!))

После обеда лекция Кармапы по труду индийского средневекового буддийского ученого Шантидевы «Бодхичарья Аватара» (Путь Бодхисатвы).

Вечером поехал к Тане на Пахар-Ганж. Рискнул и на Катварии-Сарай выпил фреша ананасового из неодноразового стаканчика. Незабываем опыт переполненного метро в час пик. Вагоны берутся с боем. Приятный момент в том, что в вагонах есть розетки, можно подзарядить гаджет если что. Погуляли, поужинали, зашли в ашрам кришнаитский. Чистенько разве что, а так никак. Инстаграмм говорит, что где-то на Мэйн Базаре очередные алматинцы трутся, может пересечемся.

Повез Таню на рикше на вокзал Олд Дели, садить в поезд на север. Таня единственный белый пассажир на всю станцию. Поезд опоздал на 20 минут, что по меркам Индии очень даже неплохо.

А это мы с Таней в Австралии, в Сиднее, гостил у неё денёк.

В 23.00 после вокзала ехал уже в относительно пустом метро. Уставшие после трудового дня индусики спят на полу в вагонах.

От метро пришлось идти пешком до КИБИ, 35 минут. Безлюдно и темно в это время. В один момент набрел в темноте на группу молодых людей, один из которых метнулся ко мне. Ну вот, нарвался на гопников местных. Но это оказались проститутки, скорее всего переодетые парни. Проверять не стал. Метнувшийся ко мне андроген говорил: «Фак ми! Фак ми! Файф хандрит рупис!»

Возле парка на помойке увидел пасущихся, подумал вначале, коров, но приглядевшись, понял, что это какие-то огромные антилопы. Раз антилопы есть, то и тигры наверняка есть)) С радостью вернулся на безопасную территорию КИБИ. Сказал охраннику, чтобы закрывал ворота!

Поймал в душе горячую воду. Удача! Снова насыщенный день.

18 марта

После завтрака сел писать дневник. Два часа строчил в блокнот. Тоже активность, кстати.

Отличная история от профессора Семпа Дордже. Про то почему Бодхгайа, место Просветления Будды, такое мощное. Почему все Будды нашего исторического периода достигают Просветления именно там? Вначале нашей кальпы жил очень могущественный царь по имени Гай Асура, признаться, адовейший был мужик, ел людей иногда. Жил на территории современного штата Бихар. Боги смотрели на его бесчинства, а как усмирить его не знали. Вишну в то время дружил с Гай Асура и понял, что справиться с царем можно только, когда тот спит. Подговорил других богов скинуть на спящего царя большую каменную плиту и придавить его. Плиту скинули, и, празднуя успех, стали на ней танцевать. Гай Асура проснулся от плясок и спросил, что происходит. Вишну ответил, что мол спи друг, все хорошо. Вот с тех пор царь и спит. А устраненные препятствия позволяют теперь благоприятно практиковать в Гайа (по имени царя). Говорится, что даже когда этот мир разрушится со временем, плита в Гайе останется лежать, оставаясь самым нерушимым местом во Вселенной. Эта история произошла еще до появления первого Будды, а Будда Шакьямуни, как известно, 4-й из 1000 Будд нашего исторического периода. Так что история конечно больше миф, чем быль.

Бодхгая — место просветления Будды

Жаль, что не говорю по-тибетски. Профессор выдает мегатонны информации. Переводчик на инглиш многое упускает, это чувствуется. Историю о жизни Будды слышал много раз, сам кому хочешь расскажу. Но здесь, в КИБИ, есть уникальная возможность послушать целого профессора, одного из самых главных специалистов в этой теме, одного из самых уважаемых буддийских ученых современности.

профессор Семпа Дордже

Два раза за день, по ошибке, из-за невнимательности, один студент с Запада подрезал мои сандалии. Благо есть вторая пара обуви. Выхожу из гомпы (зал собраний, зал для медитаций), на входе в нее надо разуваться, а сандалий нет. Стоят другого цвета, но такого же размера, безхозные, но мало ли. Вернулся через час, смотрю, мои перед входом стоят. Переставил свои с другой стороны от входа, может допрет об ошибке товарищ. Снова выхожу из гомпы, нет сандалий! Come on! Хватит уже! Увидел товарища в моей обуви, снимай, говорю, чувак! Поржали, товарищ предложил поменяться на те, которые я вычислил на входе. Меняться не стал.

Вечерняя лекция еще одного уважаемого Ламы Джампа Тайе, он европеец, англичанин. Тоже видный буддийский ученый. Он из традиции Сакья, но с большим доверием и почтением относится к 17-у Кармапе Тхае Дордже, почему и преподает в КИБИ.

профессор Семпа Дордже и Лама Джампа Тайе

После лекции воевал с сайтами-агрегаторами, чтобы купить билет в Катманду для моего друга, тибетолога Славы Ермолина. Мы вместе с ним и моей группой едем (должны были ехать, но из-за землетряса в Катманду не поехали) в Тибет к Кайласу в мае из Катманду. Слава в начале 90-х был одним из первых западных студентов, которые окончили КИБИ.

тибетолог Слава Ермолин

19 марта

Хороший день! День Махакалы, День Рождения моего Ламы, Ламы Оле Нидала. Сегодня ему исполнилось 74 года. Он очень бодр, крепок и активен для своего почтенного возраста. Долгие лета, крепкого здоровья, непрекращающейся активности, дорогой Лама!

Лама Оле Нидал и Махакала

Лама Оле Нидал и его западные ученики

В обед прогулялся по парку возле КИБИ. Посреди огромного города огромные дикие пространства. Это даже не парк, а скорее лесной массив. В полдень уже довольно жарко. Ландшафт похож на африканские саванны. Информационные стенды предупреждают об обилии змей (про тигров молчат, сволочи!), в том числе таких смертельно-ядовитых, как королевская кобра! Так что сходить с дорожек особо не хочется. Посреди парка какие-то очередные исторические развалины на холме, с которого открывается неплохой вид.

Район КИБИ расположен в Южном Дели, относительно недалеко от аэропорта им. Индиры Ганди. Самолеты заходят на посадку над парком. Попробовал себя в роли споттера, фотографа снимающего самолеты в движении, но для качественной съемки к моему новом Никону нужен объектив помощнее, например, светосильный «телевик».

После вечерней лекции большой дружной интернациональной толпой учеников Ламы Оле сели в уличное кафе напротив КИБИ отмечать день рождение Ламы. Алкоголь наливали из-под стола. Официально выпивать в индийских кафе запрещено. Но если очень хочется, то можно.

20 марта

Сегодня по инициативе ООН отмечается всемирный (международный) День Счастья. Причина нашего счастья в наших действия по принесению пользы другим, в проявлении наших лучших качеств, таких как доброта, сочувствие, терпение, любовь, щедрость. Действовать с настроем Бодхисатвы. Кармапа сегодня дал короткие, но очень глубокие поучения по этому поводу.

17-й Гьялва Кармапа Тхае Дордже

Прочитал в сети про еще один памятник в Дели, такой, чтобы располагался неподалеку от КИБИ, и пошел его искать. 40 минут на север до Оленьего парка. По пути зашел в индуистский храм Джаганатх, угостили там меня бананом. Кому из богов местного пантеона посвящен храм, я так и не понял.

На территории парка находится Хаус Хас Танк – исторический пруд-водозабор одного из семи городов, входящих в древнюю агломерацию Дели. Живописный, но «цветущий» пруд, довольно много мусора плавает. Пруд пытаются фильтровать, организовали искусственную циркуляцию воды, немного помогает.

Также здесь находится старый полуразрушенный форт. Индусики, в основном молодежь, сидят в тени арок и колоннад, тусуются, фотографируются, много парочек. Пару ребят, видимо начинающих звезд, красиво пели в одной из гробниц. Снял их на видео, попросили меня выслать им линк, чтобы они у себя на страничке разместили. Вход в парк и форт свободный. Часты туристы с Запада.

Самое приятное в Хаус Хасе – это маленький торговый квартал (деревня) из одной главной улицы и нескольких проулков, с большим количеством авторских дизайнерских бутиков одежды, галантереи, бижутерии. Несколько арт-галерей, клубов и ресторанов мировой кухни.

Здесь много всяких милых безделушек довольно качественных.

Есть закос под антикварные магазины.

Популярное место для фотосессий.

Европейцы тоже любят здесь пофотографироваться.

Совсем другая Индия, хотя за забором райончика все тоже самое, что и на Пахар-Ганже.

С Хаус Хаса вернулся на моторикше за 50 рупий.

Сегодня новолуние, считается, что в такой день все результаты совершенных поступков многократно преумножаются. Как хороших, так и плохих поступков. Поэтому имеет смысл совершать хорошие, пусть даже самые незначительные, но хорошие, и не только в этот день! Поэтому с наступлением темноты в КИБИ зажгли 1250 свечей. Ритуал называется «Подношение света» (Lamp offering). Символизирует «Свет Дхармы» (учения) разгоняющий тьму неведения, и пожелания, чтобы все существа достигли Просветления.

А вот отредактированная стенограмма публичной лекции Его Святейшества Кармапы XVII, которую он дал по случаю Международного дня счастья, утвержденному Организацией Объединенных Наций.

Друзья, что мы знаем о счастье? В буддизме считается, что абсолютно все живые существа, в том числе животные, ищут счастья. У нас есть подсознательный инстинкт поиска счастья — хотя многие из нас не имеют четкого представления о том, что это такое и как его достичь.

С буддийской точки зрения, есть два типа счастья: эмоциональное и вневременное. Эмоциональное счастье может быть описано просто: мы находим защиту, например, от холода, или возникает источник заработка, мы получаем должность или достигаем статуса. Ничего плохого в этом типе «мирского» счастья нет, но когда мы размышляем о нем, мы можем понять, что все эти примеры, по самой своей природе, являются преходящими. Эмоциональное счастье не будет длиться долго, и тем более всегда. Таким образом, вневременное счастье становится чем-то действительно важным, и именно его стоит искать.

Вневременное счастье

Вневременное счастье произрастает от понимания наших собственных качеств — таких как сострадание и любящая доброта; мудрость же раскрывает нашу истинную природу. Когда мы размышляем о сущности этого типа счастья, мы находим нечто неизменное, постоянное — и, следовательно, заслуживающее этого поиска.

Понятие «вневременного счастья» может нас смутить. В конце концов, мы невероятно тесно связаны с эмоциональным счастьем и, так или иначе, получаем от него мгновенную «награду» каждый день. Вневременное счастье может видеться благородным и высоким, но достижимым ли в повседневной жизни? На самом деле — да.

Счастье в семье

Моя покойная бабушка вела очень простую жизнь, как и мать с отцом. Но то, как именно она жила, останется со мной навсегда, и, возможно, это мой самый значимый личный пример вневременного счастья. Без того, что можно было бы отнести к разряду «удивительного» или «особо впечатляющих событий», — она просто была матерью, просто практиковала любящую доброту и другие основные положительные качества. Я сам свидетель того, что было не важно, кто сейчас обращался к ней, в какой жизненной ситуации она была — ее отношение к жизни оставалось неизменным. Благодаря своим доброте и заботе она была со всеми как мать. И это было видно, это было слышно. Все ее слова были теплыми и нежными. И, конечно, все эти качества происходили из ее собственного сознания, из ума.

Как Кармапа я, конечно, провожу свою жизнь в качестве духовного практикующего, но я также очень многое узнал благодаря тому, как жила моя бабушка: как она держалась, как относилась к происходящему. Эта память для меня очень дорога потому, что помогает мне не забывать: вневременное счастье уже видно — очевидно — в каждом из нас. Счастье, которое мы ищем, — оно уже здесь. Так что этот пример помогает мне всегда, и тогда улыбка появляется и на моем лице, и в моем сердце.

Будда и счастье

Я уверен, что у каждого из вас есть подобные переживания и воспоминания. Будда сказал, что потенциал, семя и сама природа истинного счастья, или Просветления, — все это есть в центре каждого чувствующего существа, в его сути.

Таким образом, важно не рассматривать вневременное счастье как то, что удалено или недостижимо, или как что-то, что будет возникать в особых случаях, а потом мы это «поставим на полку» на неопределенный период. Напротив: вневременное счастье — это то, во что мы на самом деле полностью вовлечены, в чем мы уже принимаем участие, независимо от нашей текущей ситуации и условий. Но сначала мы должны это просто заметить.

Польза от данного первого шага на пути к вневременному счастью — это его достижение через само понятие «вневременного». С буддийской точки зрения, преимущества благородства, порядочности и добродетельного отношения проявляются с самого начала. В середине пути — вновь благородство, порядочность и добродетельные действия. И в конце пути — тоже они, однако не только в этой жизни, но и в дальнейшем, до конца, пока мы не достигли полного роста, полной реализации опыта вневременного счастья.

Лучший пример этого неизменного счастья — никто иной, как сам Будда. Будда означает «просветленный» — то есть полностью пробужденное существо. И сейчас, если мы размышляем о его поисках и достижении этого состояния, то это то же самое, что мы сами делаем сегодня: размышляем о счастье и постигаем его причины и условия.

Счастье как экзамен

Единственный способ, которым мы можем по-настоящему изучить счастье, — это смотреть вглубь себя: наш способ бытия, наши действия, наши повседневные поведение и привычки. Поступая таким образом, мы можем больше узнать о себе, о своей природе. И чем больше мы понимаем себя, тем больше мы понимаем других.

У всех нас есть основные качества для того, чтобы достичь счастья, мы все разделяем общий потенциал — просто потому, что у всех нас есть сознание, а также единое желание и устремление найти такое счастье.

Если вы посмотрите на историю жизни Будды, то станет ясно: у него было все, что только можно пожелать от мирской жизни. Но после глубокого рассмотрения этих условий он не мог не увидеть, что, независимо от того, насколько мы удовлетворены, все это временно. Он увидел, что конечная цель, или приоритет, — это отнюдь не тот опыт, который называется эмоциональным счастьем. Таким образом, он оставил мирскую жизнь ради поисков чего-то действительно прочного и неизменного. Это и есть то, что практикуют ученики и последователи Будды: опыт вневременного счастья.

Решив и поняв это, мы должны всерьез и решительно измениться и понять: какова наша жизнь? Нужно ли нам отказываться от вещей и событий привычной нормальной жизни? У нас, естественно, могут быть такого рода вопросы и сомнения. Я бы сказал, что это все связано с тем, какой мы хотим видеть нашу жизнь на самом деле. Все зависит от наших приоритетов, нашей конечной цели. Если нашим приоритетом является поиск вневременного счастья, то первое, что мы должны сделать, — это просто размышлять о нем.

Пять минут в день

Это очень полезно: каждый день размышлять о том, что мы действительно ищем, а также о благоприятных условиях, которые мы создаем, и методах, которые мы применяем. Не будет никакого ущерба в том, чтобы каждый день уделять этому немного нашего времени. Мы можем начать с пяти минут в день — это не так много; также практика сама по себе не должна обязательно задействовать интенсивные методы или строгие обеты. Все, что мы должны делать, — это просто тихо и спокойно сидеть или стоять в месте, где бы мы чувствовали себя комфортно.

Затем нужно просто медитировать и размышлять, в спокойном состоянии ума и тела. Размышлять о последних прошедших 24 часах — и ничего больше; размышлять о том, что произошло. Делайте это бесстрастно, не оценивая. Поступая таким образом, мы получаем много пользы. Вы поймете больше о различных интересных аспектах вашей жизни. Это не только поможет вашей памяти получить ясность, но также действительно может помочь вам понять себя и истинную природу счастья.

Я призываю всех вас попробовать это. Я следую этой практике настолько, насколько могу, и это, безусловно, приносит много пользы. Это помогает мне понять, где именно я сейчас, что я испытал в прошлом, и, таким образом, это также помогает мне понять, что может произойти, мои возможности. Эта простая практика может помочь нам понять прошлое, настоящее и будущее. Мы становимся уверенными и можем проникнуть в суть счастья.

Я надеюсь, что это будет полезно для всех вас. Я делаю пожелания и обращаю чаяния для того, чтобы мы все оказались способны достичь вневременного счастья. Я молюсь, чтобы у всех нас усилилась ясность понимания и чтобы все мы искали условия, которые помогут нам оценить связь, которая у нас есть. Я молюсь, чтобы мы культивировали условия, которые позволят нам реализовать наши потенциал и связь, которую мы все разделяем — наши человеческие обязательства перед родственниками и друзьями. И я молюсь о том, что в нашем мире будет расти не только эмоциональное счастье, но и счастье вневременное.

Его Святейшество Кармапы XVII Тхае Дордже

21 марта

Сегодня, в рамках «Гималайского дневника», я заканчиваю рассказ о моем пребывании в Дели и обучении в KIBI (Международном буддийском институте Кармапы). Следующая публикация отправит читателя уже в Гималаи. А пока о заключительном дне обучения. Событийности в повествовании нет почти, но представленная информация отсылает нас глубоко в прошлое Тибета.

Утро началось с поучений Кхенпо Цорига об истории линии Карма Кагью.

Дерево Прибежища линии Карма Кагью

Я тут немного процитирую, чтобы самому не забыть. Некоторая информация фрагментарна, но во многом уникальна. Я до лекции многого вообще не знал.

Ка – сущностные наставления, передающиеся от реализованного мастера его ученику. Гью – линия передачи учений. Па – практик. Слово «кагьюпа» появилось во времена Марпы-переводчика, который является отцом-основателем линии передачи Кагью. «Ка» также значит «приказ короля, который никто не может проигнорировать», также и учение Будды, получив, нельзя не использовать на практике. Кагью – это также линия передачи преданности.

Главный Будда-аспект в линии Кагью – Дордже Чанг (Держатель Алмаза), это изображение Самбхогакайи (состояния Радости). Пришел из Ваджрасатвы, алмазоподобной мудрости, тантрической формы Будды в форме Самбхогакайи. Держатель Алмаза не оттого, что в руках у него колокольчик и дордже. А оттого, что он держатель алмазоподобной мудрости.

Дордже Чанг (Держатель Алмаза)

Калачакра-Тантру, самую популярную тантру в Тибете, принес в Тибет Марпа. Потом Калачакра стала главной практикой школы Гелугпа.

Мандала Калачакры

В Карма Кагью главными поучениями являются поучения Махамудры (Великой Печати). Передача Махамудры в Кагью идет от Майтрипы, Майтрипа был друг Наропы, а Марпа был учеником Наропы. Вообще же, исторически Махамудра идет от Сарахи, одного из 84-х Махасидхов.

В одном из своих путешествий по Индии, в 11-м веке, Марпа встретил в Бодхгайа великого буддийского ученого Атишу, который предлагал Марпе стать его переводчиком в Тибете, но Марпа отказался. Атиша все-таки попал в Тибет, где стал основателем школы Кадампа, из которой в последующем эволюционировала школа Далай-Ламы Гелугпа.

Атиша получил передачу Ладжонг (7 пунктов тренировки ума) в Индонезии на острове Суматра в государстве Шривиджайа (Блистательная Победа) у учителя по имени Сэрлинг. Атиша принес передачу Ладжонг в Тибет, где она стала махаянским фундаментом всех основных школ тибетского буддизма.

Атиша

В свое время 5-й Шамарпа дал развернутые комментарии к Ладжонгу. Лекции по Ладжонгу как раз нам и читал на этом курсе Лама Джампа Тайе.

Хеваджра-Тантра была получена Марпой от Наропы. Хеваджра стал главным йидамом Марпы.

Марпа-переводчик

Миларепа, главный ученик Марпы стал держателем линии практики 6-и Йог Наропы и линии Махамудры. Линия передачи не менее важна чем Лама! Так говорил Миларепа. Каким бы высоко-реализованным не был Учитель.

Миларепа

Ученик Миларепы Гампопа был предсказан в Сутрах. И от Гампопы, великого тибетского ученого, пошла Махамудра Сутры и Махамудра Тантры. До Гампопы линия Махамудры была линией Ваджраяны (Алмазного пути), а Гампопа добавил в нее поучений Махаяны (Великого пути).

Гампопа

Место, где Первый Кармапа Дюсюм Кхьенпа, главный ученик Гампопы, достиг Просветления называется Гампо Кангла.

Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа

В 14.00 сделали общую фотографию всех, кто обучался на курсе, с Кармапой в центре. Всего 420 человек. Затем Кармапа дал посвящение на Любящие Глаза (Авалокитешвара, Ченрезиг), с мантрой Ом Мани Пеме Хунг, самой известной буддийской мантрой. Авалокитешвара – это Бодхисатва Сочувствия.

Я попросил у Кармапы благословения на мою поездку в Антарктиду. Рассказал, что работаю горным гидом. Кармапа на профессию удивленно сказал «Ого!» и добавил «Будь осторожен».

17-й Гьялва Кармапа Тхае Дордже

После посвящения сходил до банкомата, снял с карты 10000 рупий, + 150 комиссия, которая снимается независимо от размера снимаемой суммы.

На ступенях КИБИ во внутреннем дворе организовали просмотр трейлера фильма про 14-го Шамара Ринпоче, умершего меньше года назад. Шамарпа второй самый уважаемый Лама линии Карма Кагью. Также презентовали новый сайт КИБИ, который делали ребята из России.

14-Шамар Римпоче

В заключение показа и в ознаменование окончания курса был организован гала-ужин на лужайке возле КИБИ. На всех участников накрыли столы, и Кармапа с профессурой ужинали вместе со всеми.

А еще какой-то неизвестный адепт недавно выдолбил (реально выдолбил!) и покрасил мелом изображение Будды в Малом Алматинском ущелье по дороге к Мынжылкам рядом с Бастионами. С дороги хорошо видно. Работа не очень тонкая, сложно разобрать кого изобразили, но судя по цветку в левой руке это Будда Медицины (Сандже Менла).

Стоит заметить, что на территории Семиречья тибетский буддизм был распространен до Революции 1917-го на равне с другими религиями.
Казахские правители и буддизм
Текелийская стела
Наследие джунгар — буддийские памятники Семиречья

Продолжение следует…

Добавить комментарий